При распространении супермаркетов и системы самообслуживания основной задачей упаковки товара становится обеспечение возможности быстрого выделения ее покупателем среди большого разнообразия других товаров и другой упаковки.
В результате многочисленных исследований найдены закономерности воздействия цвета на внимание покупателей, которое в целом обусловлено физиологическими особенностями глаза человека и законами оптики. Мы не будем подробно останавливаться на этих вопросах. Однако проведенные исследования позволяют выявить ряд интересных и полезных закономерностей, на основе которых можно установить некоторые особенности выбора для конкретной упаковки соответствующей цветовой гаммы. Из этих закономерностей можно можно почерпнуть множество практической информации для маркетинга и рекламы товаров с помощью упаковки.

- бОльшего внимания к себе привлекают чистые, а не смешанные цвета;
- человек в первую очередь обращает внимание на светлые чистые цвета;
- по силе, с какой цвета привлекают к себе внимание, их можно расположить в следующей последовательности: оранжевый, красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый;
- при естественном освещении более выигрышно и выразительно будут смотреться теплые цвета (желтый, оранжевый, красный), чем холодные (зеленый, синий, фиолетовый);
- светлые оттенки зрительно увеличивают предмет, темные уменьшают. Это свойство обусловлено яркостью цвета. Желтый цвет всегда воздействует как наиболее яркий, затем следует белый, за ним красный, зеленый, синий и черный;
- легче и быстрее других цветов опознается красный, затем следуют зеленый, желтый и белый. Среди основных цветов наибольшую трудность распознавания представляют синий и фиолетовый. На этой закономерности идентификации базируется подбор цветов сигнализации на транспорте;
- цвет подписей на потребительской упаковке должен соответствовать всей комбинации цветов, но не ухудшать возможность прочтения;
- наиболее удачным специалисты по упаковке товаров считают использование на желтом фоне красного цвета и на белом красного, зеленого, синего и черного. Все указанные сочетания цветов служат для привлечения внимания, но наиболее различимым является сочетание красного и желтого цветов. Красный - наиболее агрессивный среди остальных цветов, наиболее блестящий, яркий;
- белый цвет лучше использовать как фон, так как он обладает способностью усиливать чистоту и выразительность другого цвета. Сам по себе белый цвет нейтрален, невыразителен, не схватывается глазом и не привлекает внимания, как цвет хроматической гаммы;
- хотя светлые изображения на темном фоне оптически увеличиваются, а темные на светлом уменьшаются, темные цвета воздействуют на человеческий глаз массивнее, полнее и заметнее;
- оранжевый цвет на красном фоне кажется более желтым, чем на желтом фоне, где он переходит в красный цвет. Сине-зеленый цвет на зеленом фоне выглядит более
- синим, чем тот же цвет на синем фоне, где он переходит в зеленый;
порядок легкости прочтения (от простого к более сложному): желтая надпись на черном фоне, белая - на черном, черная - на оранжевом, черная - на желтом, оранжевая - на черном;
- легче прочитывались с самого далекого расстояния надписи черного цвета на желтом фоне, синего - на белом, красного - на белом, белого - на синем, черного - на белом (по данным проведенного исследования в "British colour council")
А вот еще несколько устоявшихся среди маркетологов и покупателей мнений о психологии цвета упаковки товара:
- Черный: уверенный и сексуальный.
- Синий: успокаивающий, чистый, медицинский.
- Золото: повышает статус и нравится клиентам среднего возраста и старше.
- Серебро: современный, обновленный.
- Фиолетовый: женственный.
Конечно, оптическое воздействие цвета и особенностей зрения на его восприятие изучено недостаточно. Вопрос этот одинаково интересует физиологов, специалистов по психологии рекламы и маркетологов. Результаты этих исследований в данной статьей мы рассмотрели очень кратко и с учетом их применения в сфере упаковки товара и маркетинга. Более подробнее о психологии цветового воздействия упаковки на покупателя вы можете прочитать в статье "Цвет дизайна упаковки товара с точки зрения психологии".